Размышления о хамстве и служебном этикете

Работники вытрезвителей рассказывают, что первый вопрос, который им с трудом задают клиенты, это: «Лейтенант, ты меня уважаешь?» Трезвый гражданин жаждет того же самого и подавно, только молча. Ах, как хочется, чтобы к нам относились вежливо! Вежливо разговаривали, внимательно слушали и по возможности чаще улыбались.

На мой взгляд, особое значение имеет соблюдение этикета на службе — там, где мы проводим большую часть жизни. К сожалению, тут у нас в основном в ходу хлопанье по плечу, тыканье, всякого рода бесцеремонное обращение. Такое обращение многие люди переносят болезненно...
Ученые-психологи выяснили, что грубое обращение немедленно снижает у человека производительность труда. И если, например, мастер наорал на токаря, то тому потом вставать к станку бесполезно — погонит один брак. То же самое относится и к другим специальностям. И обратно — при доброжелательном отношении люди работают лучше. Короче говоря, соблюдение служебного этикета не блажь, а прямая экономическая выгода. Да что тут объяснять, все это нам известно по собственному опыту.
Внимание этому вопросу уделяется. Для руководящего состава в последнее время читается курс лекций «Культура управления», выпускается много брошюр и пособий с разными советами.
Правда, в практику эти правила внедряются медленно. Надо признаться, плохо как-то внедряются.

Пример из жизни.
— Вы приготовьтесь, товарищ,— сказали ему опытные люди.— Нервы держите в кулаке. А то сорветесь.
—    А в чем дело-то? — всполошился Ребров.— Дело-то в чем?
—    Да в том, что грубость в этой ВТЭК в каждом кабинете! Хоть не ходи. Одно расстройство...
Но тов. Ребров все-таки пошел. Во-первых,ему нужно было, а во-вторых, не поверил. Мало ли что говорят! Все-таки медицинское учреждение. Там культурное обращение просто обязаны соблюдать.
Но первое крещение получил вызванный уже в регистратуре.
—    Куда сел? Куда кепку положил? — неприветливо закричала регистраторша и, конечно, подпортила человеку настроение.
А когда он пошел по кабинетам, то там обстановка оказалась еще неприветливей.
—    А ты почему без стука входишь? — спросила его сестра .— Не учили, как к доктору надо входить?
—    Фамилия! Семейное положение! — прямо-таки рявкали специалисты. — Цель прихода!
—    Ребров! Женат! Болезнь ноги! — автоматически отвечал посетитель.
—    Симулянт! Работать не хотят, вот и шляются! — завершив беглый осмотр, констатировала молодая девица в белом халате.— Следующий! Фамилия! Семейное хамство...

Тут я бы и сказал, что прежде чем требовать вежливости от других, не мешало бы научить вежливости  самих сотрудников.

Смешно было бы, конечно, ожидать от должностных лиц безукоризненного знания церемониала чаепития в Букингемском дворце. Мы этого и не просим.

этикет

Мы не просим даже, чтобы руководители баз вставали из-за стола и целовали руки своим посетителям, если те женщины. Хотя ничего зазорного в этом, конечно, нет, а наоборот, производит хорошее впечатление. И не обязательно для специалисток ВТЭК каждый раз делать книксен. Но уж знать назубок правила служебного этикета они обязаны. Иначе они просто проф не пригодны. Потому что хамство в служебном кресле — самое отвратительное.

Автор: Дмитрий Сухоздалов